Подведены итоги социологического исследования для оценки защиты прав потребителей в ЕАЭС

Подведены итоги социологического исследования для оценки защиты прав потребителей в ЕАЭС

ЕЭК с участием Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова и научных организаций стран Союза провела исследование текущей ситуации в сфере защиты прав потребителей.

Директор Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер ЕЭК Наталья Жукова сообщила, что в ходе работы был изучен международный опыт в этой области и использована уникальная методика, позволяющая оценить уровень защиты прав потребителей в странах ЕАЭС.

Существенное количество участников опроса считают, что требования к качеству и безопасности товаров и услуг соблюдаются всегда и часто. В Республике Армения доля таких оценок составила 68%, в Республике Беларусь — 87%, в Республике Казахстан – 61%, в Российской Федерации – 67%, в Кыргызской Республике – 56%.

Большинство опрошенных готовы обращаться в уполномоченный орган для защиты прав потребителей. Это свидетельствует о доверии граждан к государственным институтам. Деятельность государственных оценена как очень эффективная и скорее эффективная в Республике Армения 54% опрошенных, в Республике Беларусь – 72%, в Республике Казахстан – 54%, в Кыргызской Республике – 47%, в Российской Федерации – 56%.

Выявлены основные проблемы потребителей в разных сферах. Наибольшее количество претензий вызывают одежда и обувь, а также табачная и алкогольная продукция.

К наиболее распространенным нарушениям прав потребителей в розничной торговле отнесены некорректное указание цен, отсутствие ценников, навязывание дополнительных товаров и услуг, проблемы с предоставлением информации о товарах.

С нарушением своих прав потребители чаще всего сталкиваются при получении медицинских услуг, услуг связи и коммунальных услуг. Отмечены низкий уровень профессионализма и некомпетентность специалистов, некачественное оказание услуг и увеличение итоговой стоимости без согласования с потребителем.

Распространенные нарушения при дистанционной продаже товаров касаются невозможности получить полную информацию о товаре, отклонений от сроков доставки товара и отсутствия информации на родном языке.

Граждане стран ЕАЭС лучше всего осведомлены о праве на надлежащее качество товаров и услуг, а также о праве на обмен товара надлежащего или ненадлежащего качества. В меньшей степени респонденты владеют информацией о возможности просвещения в области защиты своих прав.

По итогам проведенного исследования было выяснено, что чаще всего – несколько раз в неделю – потребители покупают продукты питания, при этом 43% респондентов отметили, что никогда не приобретают табак и алкоголь. Реже, чем раз в полгода, граждане покупают электронную и бытовую технику, примерно раз в месяц – парфюмерно-косметические товары, раз в несколько месяцев – одежду и обувь. В числе наиболее востребованных услуг – услуги общественного транспорта, связи, розничной торговли.