ВСМ «Евразия»: спрос появится потом

ВСМ «Евразия»: спрос появится потом

Успех проекта высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Евразия» будет зависеть от реализации некоторых принципиальных рисков, которые пока сложно оценить в силу новизны проекта.

Одним из рисков является то, что в пассажирском движении особенно остро стоит вопрос конкуренции магистрали и воздушного транспорта.

Ряд примеров строительства ВСМ за рубежом, например в Испании и TGV во Франции, показывает, что реализованные проекты в части пассажирского движения зачастую оказываются убыточны вследствие низкой загрузки. С учетом этого фактора можно констатировать, что низкая плотность населения в России (223 из 241 стран по данным ООН) значительно обостряет риски спроса в пассажирском движении в проекте ВСМ «Евразия».

Авиация является конкурентом ВСМ и в грузовом сообщении. Но масштаб этого рынка на пространстве ЕАЭС пока очень мал, и общий объем грузовых воздушных перевозок, например, в России, по данным Росавиации, пока не превышает 1 млн. тонн.

Общая протяженность высокоскоростной магистрали «Евразия» составит 9 тысяч 447 км, из которых по территории России пройдет 2 тысячи 366 км. Проект магистрали «Москва — Казань» протяжённостью 770 км рассматривается как первый российский участок будущей ВСМ «Евразия» — грузопассажирской высокоскоростной линии, которая должна соединить высокоскоростные линии Китая с европейской Euro Carex.

Магистраль станет первой в России со скоростью движения от 200 до 400 км в час. Магистраль соединит между собой Москву, Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары и Казань. Позднее её планируют продлить до Екатеринбурга, а в перспективе — до Пекина.

Реализация проекта ВСМ «Москва — Казань» предварительно оценивается в 1,26 трлн. рублей.

Начало строительства магистрали намечено на 2018 год, а запуск её в эксплуатацию — на 2022—2023 годы.