Россия выиграла в споре с Беларусью

Россия выиграла в споре с Беларусью

21 февраля 2017 года было удовлетворило заявление Российской Федерации в части не полного исполнения Республикой Беларусь статей 1, 3, 4, 25 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, статьи 125 Таможенного кодекса Таможенного союза, статей 11 и 17 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов – членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года.

Российская Федерация выиграла спор в Суде ЕАЭС по делу, связанному с непризнанием таможенными органами Республики Беларусь решений таможенных органов Российской Федерации о выпуске товаров, произведенных в Особой экономической зоне Калининградской области, предусматривающих свободный оборот товаров на всей территории Евразийского экономического союза. Указанные действия и решения Республики Беларусь привели к нарушению свободы движения товаров как основополагающего принципа функционирования единого внутреннего рынка Союза. Товары были задержаны и в отношении них был проведен таможенный контроль, а впоследствии по результатам возбужденных дел об административных правонарушениях – признаны бесхозяйными, обращены в доход государства и реализованы на внутреннем рынке Республики Беларусь.

В судебном заседании со стороны Российской Федерации принимали участие представители ФТС России, Минэкономразвития России, МИДа России, Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь, Калининградской областной таможни, Калининградской Торгово-промышленной палаты, Правительства Калининградской области.

По мнению Российской Федерации, в нарушение права ЕАЭС решения российского таможенного органа о выпуске товаров таможенными органами Республики Беларусь не признаны, проведена проверка обоснованности принятых таможенным органом Российской Федерации решений о выпуске товаров. Без соблюдения положений статьи 11 Соглашения белорусскими таможенными органами приняты решения о признании товаров иностранными.

Именно ФТС России выступила перед Правительством Российской Федерации с инициативой обращения в Суд ЕАЭС в целях разрешения создавшейся ситуации с задержанием белорусскими таможенными органами в 2014-2015 годах бытовой техники, перемещавшейся из Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации по таможенной процедуре таможенного транзита.

С июля по декабрь 2015 года между Российской Федерацией и Республикой Беларусь было проведено 12 раундов двусторонних экспертных консультаций. Однако в рамках консультаций спор урегулировать не удалось.

Как указал Суд ЕАЭС, правовые позиции Российской Федерации и Республики Беларусь показывают, что одним из оснований спора являются различные правовые подходы к пониманию соответствующих положений ТК ТС и Соглашения о свободе движения товаров и содержании правила о взаимном признании решений, а также о том, что понимается под решением, которые в связи с этим были разъяснены Судом.

Большой коллегией Суда ЕАЭС установлено, что решения таможенных органов признаются по умолчанию, без оговорок и условий, имеют презумпцию их полного соответствия предъявляемым требованиям, а значит полного соответствия таможенному законодательству Таможенного союза, пока не доказано обратное, и, следовательно, имеют равную юридическую силу на таможенной территории Таможенного союза.

Учитывая, что определение правом Союза статуса товара отнесено к ведению уполномоченного органа государства – члена Таможенного союза, Суд ЕАЭС пришел к выводу о том, что правовые основания для включения в данную сферу регулирования органов другого государства – члена и изменения ими статуса товара как «не товара Таможенного союза» отсутствуют.

Большая коллегия Суда ЕАЭС также сделала вывод о том, что право на таможенный контроль, проводимый государствами – членами Союза на основе национальной системы управления рисками, не должно ущемлять права других государств – членов, грузы которых и сопроводительные документы к ним, выданные компетентными органами (структурами) государства – члена, подвергаются таможенному контролю, в том числе признаются в одностороннем порядке не соответствующими требованиям таможенного законодательства Таможенного союза.

По мнению Суда, таможенным органам государств – членов Таможенного союза целесообразно воздерживаться от одностороннего порядка решения вопроса о достоверности, допустимости, достаточности документов, выданных компетентными органами государства отправления.

Решение Большой коллегии Суда ЕАЭС является окончательным и обжалованию не подлежит.